Благодаря постоянно растущему и всепоглощающему влиянию цифровых технологий и социальных сетей за последнее десятилетие разрыв между поколениями стал как никогда заметным. То, как мы ищем, просматриваем и покупаем товары, влияет на тенденции в розничной торговле, и электронная коммерция не является исключением. На самом деле, покупательские привычки разных поколений и растущая популярность социальных покупок повсеместно влияют на онлайн-бизнес, например, на печать по требованию.
Хотите быть в курсе тенденций электронной коммерции в 2023 году? Воспользуйтесь этим бесплатным ресурсом для продавцов PoD от Gooten.
В этой статье я расскажу о том, на какие закономерности следует обратить внимание в 2025 году среди четырёх поколений потребителей. Благодаря этим данным вы сможете разработать комплексную стратегию цифрового маркетинга, которая будет соответствовать ключевым целям вашего бизнеса.
Как и где привлекать разные поколения потребителей
Молодое поколение использует накопленный опыт, мудрость и знания своих родителей и бабушек с дедушками, чтобы развивать мир, в котором они родились, и внедрять инновации. Точно так же сегодняшние поколения продавцов в сфере электронной коммерции и специалистов по цифровому маркетингу изобретают новые методы эффективных продаж и повышения узнаваемости бренда.
На картинке представлены данные о разбивке поколений в России по возрасту:
Как видим, просадка на миллениалах (кому около 30-ти) и Зумерах — это следствие лихих девяностых.
А вот как обстоят дела в США:
Поскольку разные поколения по-разному относятся к онлайн-покупкам, вам необходимо провести тщательный анализ целевой аудитории, чтобы направить свой бизнес в нужное русло.
Прежде чем мы перейдём к тому, на какие модели покупок следует обратить внимание, давайте вспомним о двух факторах, которые применимы к каждой когорте, от бэби-бумеров до поколения Z:
- В 2025 году оптимизация вашего бренда для работы на мобильных устройствах является обязательным условием. Большинство потребителей в наши дни выполняют поисковые запросы и завершают процесс покупки с помощью мобильных устройств. Поскольку все больше людей живут «на ходу», для них важно иметь возможность войти в свой профиль в соцсетях или рабочем приложении в любой момент и в любом месте. И выполнять практически любые повседневные действия, которые не требуют личного присутствия.
- Социальные сети могут как способствовать, так и препятствовать продажам. Эти площадки являются неотъемлемой частью повседневной жизни каждого поколения — от бабушек и дедушек, публикующих обновления статуса в Одноклассниках, до представителей поколения Z, демонстрирующих свой уход за кожей в TikTok.
Потребительские тенденции 2025 года: покупательские привычки разных поколений
Рассмотрим основные поколения с высокой покупательской способностью:
- Бэби — бумеры
- Поколение X
- Миллениалы
- Gen Z
Вот как распределены интересы покупателей разных поколений и какие маркетинговые фишки на них лучше всего работают — читай в статье.
Бэби — бумеры
Термин «бэби-бумеры» описывает людей, родившихся в период с 1950 по 1970 год. Эта когорта представляет собой одно из самых многочисленных поколений в мире. Будучи очень обеспеченным сегментом общества, бэби-бумеры оказывают значительное влияние на социальные и экономические тенденции в целом.
Бумеры ценят общение лицом к лицу и личный опыт, поэтому для большинства из них по-прежнему предпочтительны покупки в обычных магазинах. Но не заблуждайтесь — бэби-бумеры не застрахованы от покупок в социальных сетях. Для них Телеграм — отличный источник развлечений, но по-настоящему популярными платформами являются Одноклассники и Ютуб.
Если вы хотите правильно ориентироваться на бэби-бумеров, ваша маркетинговая стратегия должна учитывать их ностальгию и преимущества ведения бизнеса онлайн. Вот несколько моментов, на которые стоит обратить внимание:
1. Они возлагают большие надежды на сервис.
У бэби-бумеров высокие ожидания в отношении уровня обслуживания клиентов, который готовы предоставить розничные продавцы. Они не стесняются высказывать свои претензии и пожелания и будут очень признательны, если вы их выслушаете.
2. Они невероятно лояльны к своим любимым брендам.
Как только бэби-бумеры поймут, что ваш бренд им подходит, они станут вашими самыми лояльными клиентами. Лояльность к бренду — распространённая черта среди потребителей этой возрастной группы. В свою очередь, они хотят, чтобы их воспринимали как ценных клиентов, поэтому никогда не упускайте возможности напомнить им об этом.
3. Они ставят качество выше цены.
Прежде чем совершить покупку, бэби-бумеры тщательно всё обдумают, чтобы убедиться, что делают правильный выбор. Если ваши товары и услуги окажутся первоклассными, бэби-бумеры, скорее всего, не обратят внимания на цену.
Поколение X
К поколению X относятся люди, родившиеся в период с 1971 по 1980 год. Представители этого поколения, занимающие промежуточное положение между старомодными бэби-бумерами и технически подкованными миллениалами, жили до интернет-революции. Несмотря на это, они в полной мере воспользовались её многочисленными преимуществами, включая онлайн-покупки.
Что интересно в поколении X, так это их гибридная природа – они могут полностью погружаться в современные цифровые тенденции, но при этом всегда держать руку на выключателе. Когда они заходят в систему, то тяготеют к Телеграму и YouTube, некоторые – к Тенчату.
Есть несколько вещей, которые вам следует учитывать в отношении ваших клиентов поколения X:
1. Они привыкли искать товары через браузеры.
При поиске новых товаров представители поколения X, как правило, гуглят или яндексят его, а не полагаются исключительно на социальные сети. Ориентируясь на них с помощью рекламы Google и Яндекса, вкладывая ресурсы в SEO продвижение сайта, можно эффективно привлечь их внимание.
2. Они восприимчивы к персонализированному маркетингу по электронной почте.
Эта группа ценит email-маркетинг и все его преимущества, такие как купоны или коды скидок. Персонализированные электронные письма, по возможности, будут иметь больший эффект, чем более общие рассылки.
3. Они ценят качество превыше цены.
Как и бэби-бумеры, представители поколения X будут выбирать товар по качеству, а не по цене.
4. Им нравится смотреть прямые трансляции, даже с неприкрытой рекламой.
Маркетинг в социальных сетях в виде прямых трансляций о товарах хорошо работает с потребителями поколения X. Здесь вам пригодятся ваш канал на YouTube, а также каналы в Телеграме и ВК.
Миллениалы
По большинству определений, миллениалы — это люди, родившиеся в период с 1986 по 1995 год. По численности миллениалы отстают от бэби-бумеров в России, однако они все равно остаются мощной экономической силой – онлайн-покупки занимают почти 90% от всех транзакций у людей этого поколения.
Миллениалы чаще всего ищут товары в интернете с мобильных устройств. Миллениалы активно используют социальные сети. Пожилые миллениалы по-прежнему очень активны в Телеграме и YouTube, в то время как зилленниалы — представители микропоколения на стыке поколений миллениалов и поколения Z — правят Twitter и Телеграм.
Вот основные модели покупательского поведения миллениалов:
1. Они полагаются на UGC в отношении отзывов.
Контент, созданный пользователями (UGC), играет важную роль в покупательском опыте миллениалов. Например, если они хотят оставить отзыв о вашем товаре, они не ограничатся простым текстом, потому что картинка стоит тысячи слов. Добавьте подходящий хэштег, и шедевр отзыва готов. Используйте положительный клиентский опыт в своих интересах, используя его в рекламных целях.
2. Они обращаются за поддержкой клиентов через социальные сети и не боятся чат-ботов.
Если говорить о клиентском опыте, то в любом бизнесе, основанном на доверии, бывают ситуации, когда клиентам нужна ваша поддержка. В таких случаях миллениалы без колебаний обратятся к вам через социальные сети вашего бизнеса за помощью или советом.
3. Они чувствительны к цене.
В отличие от бэби-бумеров и поколения X, миллениалы больше задумываются о том, как каждая покупка влияет на их бюджет, даже если качество гарантировано. При принятии решений о покупке они в первую очередь обращают внимание на цену, поэтому одного лишь качества товара зачастую недостаточно, чтобы привлечь их внимание. Кроме того, миллениалы давно поняли, что самое дорогое – не значит лучшее.
4. Они поклонники индивидуального мерчендайзинга.
Миллениалы — это первое поколение, которое наладило прочные парасоциальные связи с инфлюенсерами, что сделало прицельный таргетинг на покупателей очень прибыльным бизнесом. Это делает всё поколение миллениалов одной из самых желанных целевых аудиторий продавцов в любой сфере.
5. Они социально активны.
Исследования постоянно показывают, что миллениалы более чувствительны к социальным и культурным проблемам, чем их родители или бабушки с дедушками. Именно поэтому они предпочтут инклюзивные компании тем, которые могут показаться им неоднозначными или недальновидными.
Поколение Z – зумеры
Наконец, самое молодое поколение потребителей — это поколение Z, также известное как «зумеры». К нему относятся все, кто родился в период с 1998 по 2009 год. Пусть вас не вводит в заблуждение их юный возраст. «Зумеры» — это сила, с которой нужно считаться, и очень влиятельная демографическая группа во всем мире.
Социальные платформы, созданные в первую очередь для создания видеоконтента, пользуются огромной популярностью среди зумеров. Ютуб и телеграм очень популярны, но самой популярной платформой является TikTok. Благодаря своим коротким, легко воспринимаемым видео, TikTok — это дитя любви между давно исчезнувшим Vine и оригинальным центром создания контента — YouTube.
Вот шпаргалка по покупательским привычкам поколения Z, которую мы подготовили для вашего бизнеса:
1. Они восприимчивы к рекламе на YouTube.
Зумеры выросли на YouTube так же, как предыдущие поколения выросли на телевидении. Как и в случае с телевидением, реклама на YouTube оказалась эффективным способом охватить эту группу потребителей. Реклама на YouTube и в Телеграме может стать решением, если вы размышляете о том, куда направить свои маркетинговые ресурсы.
2. Они считают влиятельных людей заслуживающими доверия.
Как и миллениалы, поколение Z очень восприимчиво к инфлюенсерам. На самом деле, недавний отчет HubSpot показал, что 55% респондентов из этого поколения считают инфлюенсеров надежным источником информации о совершенно разных товарах.
3. Они настаивают на инклюзивности бренда.
Поколение Z выросло во все более инклюзивной среде. Одна из наиболее положительных черт потребителей-зумеров — их стремление к тому, чтобы бренды были инклюзивными и принимали людей независимо от их этнической принадлежности, пола, религии или других личных качеств. Девиз: Будьте гостеприимны ко всем.
4. Они делятся видео-отзывами.
Это поколение вывело качество и влияние пользовательского контента на новый уровень. Мы уже упоминали, насколько они склонны создавать видеоконтент. Вместо того чтобы писать длинные посты, они обычно обсуждают обзоры продуктов и свой клиентский опыт в видеоформате.
5. Они активно используют сарафанное радио.
Старое доброе сарафанные радио не исчезло вместе с приходом зумеров. Напротив, они высоко ценят рекомендации своих друзей, а значит, одна негативный отзыв от блогера или даже случайного человека на маркетплейсе может помешать им купить тот или иной товар. Точно так же положительная репутация распространяется повсюду и может сделать ваш продукт популярным среди молодежи.
6. Они часто обращают внимание на малый бизнес.
Зумеры часто предпочитают поддерживать малый бизнес и перспективные бренды, а не более крупные и известные предприятия, если есть такая возможность. Они в значительной степени разделяют это предпочтение с миллениалами.
Как выстроить интернет-маркетинг для каждого поколения
В отличие от некоторых традиционных моделей розничной торговли, при онлайн-продвижении вы в большей степени контролируете развитие и рост своего бизнеса. Здесь можно использовать блоги популярных СМИ, Каналы микроблогеров в Телеграме и ВК, партнерский маркетинг, SEO-продвижение. Чтобы не запутаться во всем многообразии инструментов, вы можете обратиться к опытному процессионалу.
Обращение к стратегическому консультанту позволит вашему проекту получить серьезные преимущества перед теми, кто недооценивает онлайн-продвижение. В большинстве малых и средних компаний такой шаг является необходимым, я бы даже сказал, жизненно важным для успешной маркетинговой и бизнес-стратегии, способной привлечь аудиторию разных поколений.
Вот как онлайн-продвижение может сказаться на ваших продажах
1. Быстрые сроки выполнения работ
Одна простая истина, с которой согласны все поколения потребителей, заключается в том, что время имеет решающее значение. Выполнение заказов, доставка и отправка должны быть максимально быстрым процессом от начала до конца.
2. Глобальный охват
В эпоху цифровых технологий мир становится глобальной деревней. Миллениалы и зумеры, в частности, прокладывают путь к усилению взаимосвязей. Онлайн-каналы продвижения должны работать как на местном, так и на международном уровне.
3. Гибкая система закупок продукции
Целевая аудитория диктует спрос, и, чтобы удовлетворить потребности разных групп потребителей, вы должны быть готовы регулярно обновлять ассортимент своей продукции.
4. Высокое качество точности
Наш показатель безошибочной работы на 99% выше отраслевого стандарта. Благодаря качеству наших производственных возможностей мы будем востребованы среди бэби-бумеров и представителей поколения X, которые ценят качество выше цены.
5. Снижение операционных расходов
Тем не менее, мы понимаем, насколько важна конкурентоспособность цен, особенно если вы пытаетесь привлечь экономически сознательных миллениалов. С бизнес-консультантом в качестве вашего партнёра по онлайн-продвижению вы можете установить желаемую прибыль для своего бизнеса, оптимизировав важные процессы.
6. Рабочие процессы персонализации
Для представителей поколения Z и миллениалов, склонных к созданию контента любого рода, нанесение личной печати на изделия по индивидуальному заказу так же естественно, как дыхание.
Доверяйте своему чутью и будьте внимательны к мелочам
Между покупательскими привычками бэби-бумеров, представителей поколения X, миллениалов и поколения Z существует множество пересечений. Как и любая другая демографическая когорта, они представляют собой совокупность многочисленных нюансов, поэтому не существует единой неизменной бизнес- и маркетинговой формулы, которой можно было бы следовать.
Вместо этого вам, как продавцу в сфере электронной коммерции, лучше всего опираться на свой опыт и взаимодействие с клиентской базой. В то же время помощь опытного стратега, разрабатывающего самые быстрые пути решения бизнес-задач, помогает разработать оптимальную формулу захвата онлайн-рынка для вашего бренда, с учетом разных поколений покупателей.