Хроники Зумера

Битники — субкультура 60-х

Приготовься, сейчас будет депрессивненько. Но если в твоих венах течет кровь битников, то тебе откроется истинная сущность андеграунда. Здесь все про разбитое поколение  –  когда началась движуха и кто ее основал, про литературу и музыку субкультуры битников, их ценности и след в искусстве.

А если хочешь проникнуться атмосферой битничества 1940-1950 х годов, включи прямо сейчас плейлист, который я подготовил для тебя. Здесь и популярный джаз в стиле бипоп, и драйвовый рок-н-рол, и даже чуть чуть классики (один из основателей битничества Люсьен Карр обожал Брамса).

Битники - черно-белая фотография 60-х годов в Америке

Битники  –  субкультура или целое поколение?

Бешеную популярность эта субкультура обрела в 1957 году, когда вышел роман Джека Керуака «На дороге».  Тогда о битниках стали писать все СМИ страны  –  сотни новостей и статей о новой контркультуре выходили в самых популярных газетах того времени. У молодых писателей и поэтов, которые до этого могли просто собирать окурки по улицам и скитаться по улицам крупных городов, тут же возникла целая армия фанатов.

Спустя 10-15 лет после зарождения битничества, в начале 1960-х годов, “разбитые” были на пике своей популярности. Однако уже к 1970-му году их популярность в Америке сошла на нет. Это связано с тем, что beat-движение переросло в субкультуру хиппи. Такие настроения в обществе возникали отчасти из-за растущей политической напряжённости  – холодная война, размещение СССР ядерных ракет на Кубе, война во Вьетнаме.

Когда возникло бит-поколение

Первые битники появились в самом начале 1940-х годов. Это произошло в Нью-Йорке, когда в 1943 году встретились 3 писателя  –  Уильям Берроуз, Аллен Гинзберг и Джек Керуак. А свел их вместе Люсьен Карр. Поначалу они обсуждали литературу, музыку, политику, какие-то общественные события. Потом стали искать свой собственный стиль, который совершенно отличался бы от всего, что существовало ранее. Люсьен Карр, один из основателей движения, называл это «новым видением». Он сам не был писателем, однако умел хорошо объединять творческих людей.

Философия битников

Отрицание всего, что ценно в нынешнем обществе. Они ненавидели мещанство, стремились получать как можно больше впечатлений от жизни, находились в постоянном поиске чего-то нового. Или чего-то, что хоть как-то развеселит.

Основные заповеди битников:

  • Единственная цель  –  движение. Куда-то бежать, находить новые знакомства, слушать музыку,  испытывать яркие ощущения, изобретать совершенно новые способы выражать себя.
  • В центре философии «разбитых» стояла концепция свободной личности. Которая неподконтрольна формальным законам и отрицает любую мораль. 
  • Они сознательно отстранялись, обосабливались от внешнего мира и социума. Битники восстали против окружающей действительности.

В общем, битники отчаянно хотели чувствовать жизнь, со всей ее болью и несправедливостью. Основной мотивацией их было ощущение свободы. Битникам было не стыдно жить за счет родителей даже в зрелом возрасте. Они считали, что система подавляет личность, не дает раскрыться той части человеческой натуры, которой суждено наслаждаться самой жизнью.

Факты о битниках:

  1. Битники не устраивали протесты, поскольку сам образ их жизни уже представлял собой открытое несогласие с мнением большинства.
  2. Истинные последователи битнической философии не старались привлечь к себе внимание. Наоборот, они не могли себе позволить потерять даже одну минуту на свободное и чувственное познание мира вокруг.
  3. Битники  –  это не обязательно писатели, поэты, художники или музыканты. Они могут работать кем угодно. Распознать битническую «душу» можно только во время задушевного разговора. К примеру, Джек Керуак, чтобы заработать денег, ходил в море на пароходах и разгружал вагоны. Писательство было его мечтой и предназначением, но чтобы заработать себе на жизнь, он не чурался тяжелого физического труда.

Философия beat-generation заключалась в том, что они искали что-то новое. Совершенно непохожее на все, что было в искусстве, культуре и общественной жизни в то время.

«Все заплесневело, все вокруг безлико и пОшло»  –  как сказал один из героев фильма «На дороге» 2012 года.

Что именно искали разбитые, они и сами не могли сказать. Единственное, что точно было ясно  –  они хотели свежего взгляда на жизнь, ярких ощущений и каких-то откровений. Это желание произрастало из ненависти к самой идее американской мечты, безликости и серости типичных представлений о счастье.

Стиль одежды и мода битников

Стиль битников своеобразен. Однако таким он стал только после того, как субкультура стала массовой. Например, основатели течения одевались так же, как и их сверстники в 1940-е  –  строгие рубашки, брюки, однотонные свитеры и водолазки.

Они носили вызывающую одежду. В образ типичного битника входили:

  • берет;
  • черная водолазка с высоким горлом;
  • свободные брюки или джинсы;
  • круглые черные очки;
  • сандали.

Вообще сами основатели бит-культуры одевались без каких-либо вычурностей. Это была черная водолазка и джинсы. Однако впоследствии, когда субкультура стала массовой, ее представители уже начали создавать собственную моду. Их наряды были экстравагантны, как и их идеи. Они могли одеваться в камзолы 18-го века или наряжаться 

Девушки-битники носили полосатые лонгсливы и береты. Они также носили свободные платья, шорты и клечатые пальто. У совсем отъявленных битник-тян была мода на платья-ночнушки. Это в основном были уже дамы среднего возраста примерно 30 лет и старше.

Нарушали общественный порядок, устраивая шумные вечеринки и экстравагантные перфомансы. Пример можно увидеть в фильме про Люсьена Карра  –  «Убей своих любимых». Там главный герой тайком проникает в библиотеку вместе с друзьями-единомышленниками и раскладывает на главном демонстрационном столе читального зала запрещенные книжки.

Откуда пошло название битники

Сам термин битник образован от выражения «beat-generation», который ввел Джек Керуак, первый из битников. Слово beat означало «разбитый», «уставший», «износившийся». В буквальном смысле автор этого термина хотел передать смысл «уставший от жизни». Молодым людям той эпохи надоело подстраиваться под общество и они решили полностью отречься от него. Не работать, не соблюдать правила морали, не, не, не…

Еще Керуак создал термин «beatitude»  –  неологизм, означающий «мировоззрение битника».

Другое значение слова «beat»  –  это название ритма в джазовых композициях. Поскольку этот музыкальный жанр был любимым у представителей разбитого поколения, логично, что они стали называться именно так.

Бипоп  –  эта разновидность джаза появилась незадолго до расцвета самой субкультуры, поэтому хорошо в нее вписалась. В такой музыке основную роль получал исполнитель. А главной отличительной чертой этого жанра была спонтанность. Это понравилось битникам, ведь в основе их идеологии лежало отрицание каких-то определенных форм и правил, особенно в искусстве. Как говорил Гинзберг:

 –  “Первая мысль  –  самая лучшая”

Вставка бипопа

Поэты и писатели бит-направления считали, что ощущения превыше всего, а это значило только одно  –  делай так, как чувствуешь, отринув строгие законы и любые устоявшиеся нормы.

Джек Керуак, один из главных идеологов бит-поколения, вообще предлагал писать без каких-либо знаков препинания. Он считал, что разделять слова можно лишь пробелами, которые обозначали бы набор дыхания перед новой мыслью.

Фильмы про битников  –  про основателей движения

Берроуз, Керуак, Аллен Гинзберг  –  это основатели движения. Их произведения стали культовыми и разошлись по всему миру сотнями тысяч экземпляров. К числу первых можно причислить Нила Кэссиди, Люсьена Карра.

«На дороге» –  культовый фильм, снятый по одноименному произведению Джека Керуака. Он в красках описал жизнь представителей бит-поколения. В одной из главных ролей, кстати, сыграла Кристен Стюарт. Герои этого фильма не искали себя… Казалось, они вообще ничего не искали. А просто переезжали с места на место и встречали новых людей.

The Beat, 2000 (Ритм). Это фильм  –  откровение. Описывает образ жизни битников в их первоначальном виде. Это история про отношения и любовь, Про ценности бит-поколения. Главные герои  –  основатели бит-движения:

  • Уильям Берроуз;
  • Аллен Гинзберг;
  • Джек Керуак;
  • Нил Кессиди;
  • Джоан Воллмер (жена Берроуза);
  • Люсьен Карр.

Вопль (2010)  –  картина про Аллена Гинзберга  –  одного из первых битников. Как и во всех других фильмах про это поколение, здесь в красках описывается биография одного человека. Битники вообще воспринимали биографическую прозу как что-то святое.

Керуак был красавчиком, поэтому пользовался популярностью у женщин и мог позволить себе прожигать жизнь в роли писателя-нигилиста.

А вот еще список фильмов, которые называют немного реже при описании битничества как явления. Однако они ничуть не хуже отображают суть философии «разбитых».

  1. Очень старый фильм Джона Кассаветиса «Тени» (1959). Эту картину режиссер снимал не про битников, однако общая атмосфера и сюжет очень хорошо описывают жизнь молодежи 50-х годов прошлого века. А это как раз тот период, когда разбитое поколение было у всех на слуху.
  2. Нил Кессиди (2007). Чисто биографический фильм про Нила Кессиди. Сюжет тесно переплетается с событиями фильма «На дороге». В озвученной картине Кессиди был представлен в образе Дина  –  гуляки и повесы.
  3. В 2013-м вышел «Биг Сур». Экранизация романа Джека Керуака о том периоде, когда он получил всеобщее признание и почувствовал на плечах тяжесть такой ноши как слава.
  4. Убей своих любимых (2013)   –  про Люсьена Карра. Его сыграл Дэйн ДеХаан. Картина довольно драматическая, но прикольная. Главный герой ищет какое-то новое видение в литературе, хотя сам писателем не является. Он собирает вокруг себя талантливых авторов и пытается вдохновить их на создание совершенно нового течения.
  5. Обед нагишом (по мотивам «Голого завтрака» Берроуза) 1991 года. Здесь не нужно понимать сюжет или какие-то конкретные события  –  в картине очень много психоделических образов.
  6. Поколение битников 1959 года  –  это криминальная драма с элементами нуара.

Самое интересное, что практически по всем самым известным произведениям основателей beat-generation сняты фильмы.

Интересно, что понять атмосферу битничества можно еще и из фильмов, снятых в 50-е годы прошлого века. Именно тогда был пик популярности разбитых. К примеру, в фильме «забавная мордашка» можно увидеть, как в реальности выглядели представители одной из самых ярких субкультур 20-го века. 

Битники и хиппи

Кто был первее  –  битники или хиппи? Ведь их сходство трудно не заметить. «Дети цветов» (так называли себя хиппи) появились на 10-15 лет позже битников, поэтому некоторые даже называют их последователями бит-поколения. У хиппи больше схожих черт с родоначальниками beat-generation, поскольку они не заботились о своем внешнем виде. Чего не скажешь об основной массе последователей битников  –  они создали свою «униформу», определенный стиль в одежде.

Можно сказать, что хиппи переняли некоторые постулаты философии «разбитых». Например, они считали, что растрачивать свою жизнь на работу или карьеру  –  глупо и бессмысленно. Также они не принимали стремление людей к роскоши, покупкам, накоплениям. Однако хиппи не стремились создать какой-то оригинальный посыл обществу. Если они и сочиняли песни, произведения, стихи, то это было лишь высказывание своей позиции  – мир, никакой агрессии, только любовь и все дела.

Битники  –  прародители думеров?

Если присмотреться к посылу битников, можно найти некоторые схожие черты этой субкультуры с думерской философией. Однако у них есть серьезные отличия. К примеру, битничество предполагало постоянный поиск новых ощущений или идей. Они экспериментировали со своим восприятием, используя различные вещества.

Думеры, напротив, замыкаются в своем внутреннем мирке и не ищут каких-то истин или откровений. Они считают, что уже поняли жизнь. Что все безнадежно и нет смысла куда-то двигаться, что-то менять.

Отличия думеров и битников еще и в том, что 80 лет назад общение с противоположным полом было совсем  другим, особенно в США, где родилось течение beat-generation. Тогда молодые люди были открыты к экспериментам, наслаждались жизнью и не думали о завтрашнем дне. 

Современному думеру очень сложно найти не то что девушку, а даже просто приятелей знакомых. Поэтому многие из них замыкаются в себе. Битники же были раскрепощены, с удовольствием ходили на вечеринки, постоянно проводили время на шумных вечеринках.

Литература битников

Битниками называли представителей, родившихся в период так называемого «разбитого поколения» -1930-х годах. Это в основном писатели, поэты, музыканты. Субкультура стала настолько массовой, что в итоге вылилась в самостоятельное течение. Битники сильно повлияли на культуру и общественное мнение в США в 1950-1960-х годах в США. Их идеология впоследствии распространилась по миру, хотя в других странах субкультура не была настолько массовой.

Можно ли назвать творчество битников искусством? Я прочел несколько романов этого направления. Возможно, я не настолько тонкий человек, чтобы понять всю глубину этой культуры, но большинство из произведений бит-сообщества показалось мне полнейшим бредом, галлюцинацией, пародией на авангард.

Возможно, чтобы подготовиться к мысленной атаке писателей-битников, стоит посмотреть несколько фильмов про них  –  список я привел выше.

Список самых популярных книг, написанных битниками:

  • На дороге.
  • Голый завтрак.
  • Пролетая над гнездом кукушки.
  • Вопль.
  • Электропрохладительный кислотный текст.
  • Страх и отвращение в Лас-Вегасе  –  по нему сняли культовый фильм «Страх и ненависть в Лас-Вегасе».
  • Биг Сур.
  • Бродяги Дхармы.
  • Меги Кессиди.
  • Ангелы опустошения.
  • И бегемоты сварились в своих бассейнах.
  • Города красной ночи.
  • В арбузном сахаре.
  • Джанки.
  • Чудище Хоклайнов.

Российское издательство АСТ выпустило серию книг «От битника до Паланика». В нее входят в основном произведения Джека Керуака и Чака Паланика.

В чем особенности нового стиля битников?

Главной особенностью произведений писателей-битников была максимально резкая форма выражения. Другие признаки разбитой литературы:

  • Шокирующая своей вульгарностью лексика. Упоминание половых органов, красочное описание бродяжничества и острые сравнения.
  • Отсутствие сюжета  –  абсолютное большинство произведений бит-литературы было своего рода личными записями в дневнике. Керуак писал про свои путешествия, Берроуз  –  про трипы, а Гинзберг  –  про внутренние переживания и мысли.
  • Метафоричность на грани. Битники выражались фигурально, но так резко и вызывающе, что будоражили умы критиков и возбуждали читателей.
  • Обнаженный натурализм. Это описание события как есть, без прикрас, аллегорий и художественного вымысла.
  • Свободное стихосложение. Стихи битников перемешивались с прозой. Это так называемый верлибр. В таких произведениях не было четкой рифмы или какой-либо конструкции. Представители новой волны beat-generation писали как чувствовали, как им подсказывало воспаленное воображение.

Основная черта литературы beat  –  спонтанность изложения, как в личном дневнике. Описания реальных событий перемешиваются с выдуманными историями и философскими мыслями.

Некоторые критики утверждают, что битники не придумали ничего нового. Просто были резкими в выражениях и не стеснялись описывать откровенные сцены. По мнению некоторых, битники лишь частично позаимствовали наработки писателей-модернистов и облачили их в особую, вызывающе-резкую форму.

Как жили битники и чем занимались?

Путешествовали на старых фургонах и убитых тачках, пели песни под гитару, устраивали оргии, делали какие-то перфомансы, «захватывали» центральные площади крупных городов (Лондон, Лос-Анджелес) и разбивали там свои лагери. По сути, они кричали  –  «Принимайте нас такими, какие мы есть!».

Битники постоянно экспериментировали со своим мировоззрением. Например, один из основателей движения, эксцентричный писатель Берроуз, делал следующее:

  1. Нарезал газеты по строчкам.
  2. Брал какие-то слова и целые фразы из этих кусков.
  3. Составлял из них предложения и оборачивал их в виде полноценных абзацев, а затем и глав для своих книг.

Окончательно слово битник было впервые придумано журналистом Хербом Кэном в 1958 году, когда культура уже достигла своего пика. До этого, как мы помним, битники назывались «beat-generation». Журналист добавил к слову «beat» суффикс -ник. Это было заимствовано от названия советского спутника. Таким образом он подчеркнул оторванность битников от реальности. Будто они витали в космосе.

Чем вдохновлялись битники?

Хорошей литературой и джазом, чем же еще? Но какие конкретно произведения интересовали «разбитых»? Сейчас посмотрим. Самые известные авторы, которые зажигали битников:

  • Уолт Уитмен  –  да, да, тот самый из сериала «Во все тяжкие». Там была книга Уитмана, которая помогла … (спойлеры).
  •  Федор Достоевский, наш пацан.
  • Артур Рембо.
  • Владимир Маяковский.
  • Генри Миллер.

Каких джазовых исполнителей слушали представители субкультуры beat? Это были Майлз Дэвис, Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи, Телоунис Монка. Их музыка стала символом свободы, желания двигаться вперед, живой импровизации и безумной экспрессии.

Путешествия  –  еще один источник вдохновения битников. Они странствовали по Мексике, Индии, Тибету, Европе. Некоторые писатели находили страсть в изучении восточных религий и проходили различные практики. Также они пытались расширить сознание различными веществами.

Битники в России и СССР

В Советский Союз идеология битников проникла лишь к концу 1960-х годов. Однако это движение было размыто и перекликалось с другими направлениями  –  хиппи, стиляги, рокеры. Поэта и писателя Евгения Евтушенко считают одним из основных представителей бит-движения в СССР. Возможно, потому, что в 1965 году в Москве он встретился с Алленом Гинзбергом. Однако они не сошлись во взглядах, после чего, кстати, у Гинзберга началась депрессия.

Итак, кто в СССР был битником  –  представители:

  • Евгений Евтушенко;
  • Андрей Вознесенский;
  • Виктор Цой  – битник или нет? На самом деле его творчество намного шире, чем можно вместить в бит-философию, однако причислять его к этой субкультуре вполне позволительно.
https://vk.com/audio371745462_456513476_36e2e30c50ab83f1e4

Многие битники в России  –  это творческие люди, направившие свои усилия на десталинизацию  –  избавление от культа личности Сталина. Однако они не могли вести себя так развязно, как на Западе, ведь обиженная советская власть могла очень сильно за это наказать.

Если для американских представителей beat-generation тунеядство было свободным выбором, то для русских битников такой образ жизни был вынужденным. Кроме того, они за это страдали от правоохранительных органов.

Выводы

Битники  –  особое движение, которое можно назвать как субкультурой, так и отдельным поколением.

, ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *