«Тревожное поколение: как перестройка детства приводит к эпидемии психических заболеваний» — книга Джонатана Хайдта 2024 года, в которой утверждается, что распространение смартфонов, социальных сетей и гиперопекающих родителей привело к «перестройке» детства и росту числа психических заболеваний в подростковые и более зрелые годы.

Хайдт утверждает, что сочетание сокращения количества игр в детстве, усугубляемого тем, что он называет чрезмерной опекой со стороны родителей, и растущего использования смартфонов с конца 2000-х годов наносит вред детям.

Суть тревожного поколения
Представьте себе подростка, который вместо того, чтобы гонять мяч во дворе, часами листает ленту в телефоне. Или молодого человека, который боится сделать шаг во взрослую жизнь, потому что мир кажется слишком большим и пугающим. Звучит знакомо? Если да, то вы уже на пороге темы, которую Джонатан Хайдт, американский психолог с острым умом и чутким сердцем, назвал «тревожным поколением».
Книга «The Anxious Generation» или «Тревожное поколение: Как великая перестройка детства вызывает эпидемию психических заболеваний» (2024) — это не просто очередной научный труд. Это крик души, подкреплённый фактами, о том, как современное детство превратилось в испытание для психики.

Мы живём в эпоху, где тревожность и депрессия среди молодёжи растут как снежный ком. Хайдт спрашивает: что пошло не так? И знаете, он не просто указывает на проблему — он копает глубже, до корней. Эта статья для тех, кто хочет понять, почему поколение Z (рожденные после 1995 года) оказалось в таком уязвимом положении. Будь вы психолог, родитель или просто любопытный человек, здесь найдётся что-то, что заставит вас задуматься. А может, даже действовать.
Кто такой Джонатан Хайдт, и почему его стоит послушать?
Джонатан Хайдт — не новичок в мире психологии. Этот парень родился в Нью-Йорке в 1963 году и прошёл путь от любопытного студента до профессора Нью-Йоркского университета. Он — социальный психолог, который умеет объяснять сложные вещи так, что даже ваша бабушка поймёт. Его предыдущие книги, вроде «Праведного ума», уже становились бестселлерами. А ещё он трижды выступал на TED — это вам не шуточки.

Исследование Хайдта исследует интуитивные основы морали и то, как мораль варьируется в зависимости от культурных и политических различий.
Хайдт — автор следующих книг:
Гипотеза счастья» (2006) и бестселлеров «
Нью-Йорк Таймс»
«Праведный разум» (2012) и «Нянька американского разума» (2018, совместно с Грегом Лукьяновым).
Он провел четыре выступления на TED.
В 2019 году он был принят в Американскую академию искусств и наук.
С 2018 года он изучает влияние социальных сетей на ухудшение психического здоровья подростков и рост политической нестабильности.

Хайдт — человек, который смотрит на мир через призму морали, эмоций и науки. В «Тревожном поколении» он сочетает данные исследований с реальными историями, чтобы показать, как изменилось детство за последние десятилетия.
Его подход не занудный, а живой. Он не просто сыплет терминами вроде «интернализирующие расстройства» (это, кстати, тревога и депрессия, которые человек прячет внутри), а объясняет, почему это важно для нас всех. Так что, если вы ищете голос разума в хаосе современных проблем, Хайдт — ваш проводник.

Что такое «Тревожное поколение» – ключевые идеи книги
Итак, в чём суть? Хайдт утверждает, что с начала 2010-х годов психическое здоровье подростков по всему миру начало трещать по швам. Он называет это «великой перестройкой детства» — моментом, когда старые добрые игры и приключения уступили место экранам смартфонов. По его словам, два главных виновника: упадок свободной игры и взлёт цифровой зависимости.

Свободная игра — это не просто беготня ради удовольствия. Это то, что учит детей рисковать, решать конфликты и чувствовать себя живыми. Но с 1980-х годов её становилось всё меньше. Родители начали держать детей на коротком поводке, а улицы опустели. А потом пришли смартфоны — и всё завертелось. Хайдт говорит, что поколение Z оказалось в ловушке виртуального мира, где лайки заменили объятия, а п**но — первые неуклюжие поцелуи. Итог? Эпидемия тревожности, депрессии и чувства одиночества.
Главные тезисы книги:
- Детство без игр калечит психику — растущий организм не может полноценно развиваться без активных движений и здоровой коммуникации со сверстниками.
- Смартфоны перестраивают мозг подростков — они привыкают к быстрому дофамину и перестают получать удовольствие от реальной жизни.
- Соцсети усиливают давление и отчуждение — зумеры теряют интерес к общению вживую.
- Родители и общество невольно подливают масла в огонь — с детства подсаживают детей на бесконечные игры на планшетах и просмотр мультиков.
Хайдт не просто ворчит, как старый дед на скамейке. Он показывает, как эти изменения бьют по молодёжи — и предлагает, как это исправить.

Статистика, которая бьёт в цель
Цифры — это не скучные таблицы. Это голоса реальности. Хайдт приводит данные, от которых волосы встают дыбом. Например, в США с 2010 по 2020 год уровень самоповреждений среди девочек-подростков вырос почти втрое. Втрое! А теперь представьте: это не только Штаты. В Великобритании, Канаде и других странах картина схожая. После 2012 года тревожность и депрессия среди школьников начали расти повсеместно.
Ещё один шок: почти 70% американских родителей подростков сомневаются, что их дети справятся с взрослой жизнью. Это не просто «ой, они ленятся». Это про то, что молодёжь застревает в иллюзорном мире, где дофамин от лайков заменяет настоящее счастье.

Хайдт отмечает, что случаи обращения за экстренной психиатрической помощью тоже взлетели. А в это же время агрессия (так называемые экстернализирующие расстройства) пошла на спад. Подростки не бунтуют наружу — они тихо тонут внутри.
Как мы дошли до такого – причины кризиса
Давайте разберёмся, что нас сюда привело. Хайдт видит корни проблемы в двух больших сдвигах. Первый начался ещё в 1980-х, когда родители стали бояться отпускать детей гулять. Помните, как раньше мы носились по дворам до темноты? Теперь это редкость. Безопасность стала важнее свободы, и дети потеряли шанс учиться на своих шишках.

А потом, примерно в 2010-х, в руки подростков попали смартфоны. Хайдт цитирует Шерри Тёркл, профессора MIT: «Получив смартфон, мы навсегда остаёмся в другом месте». Это не просто игрушка — это портал, который меняет сознание. Соцсети, игры, бесконечный скроллинг — всё это бьёт по развивающемуся мозгу. Девочки страдают от сравнения с идеальными картинками, мальчики — от п*рно и изоляции. И вот вам результат: поколение, которое боится реальности.
Но есть и третий фактор — общество. Культ успеха, давление быть «лучшей версией себя» и страх провала. Хайдт замечает: мы сами построили этот капкан. А вы как думаете, кто виноват больше — гаджеты или мы сами?
Тревожное поколение в России
В России положение дел с подростками и смартфонами примерно такое же, как в Америке. Однако ситуация осложняется еще одним о-о-очень существенным фактором – в нашей стране очень много матерей-одиночек. Именно матерей того самого тревожного поколения – ранних и средних зумеров.

Тревожность женщины, которая сама выступает в роли отца и в роли мамы, ее психологические срывы и прочие “прелести” воспитания детей без отца – это все отпечатывается на психике ребенка. Не самым лучшим образом.
Практические советы Хайдта: есть ли выход?
Хайдт не из тех, кто только жалуется. Он верит, что выход есть. Его книга — это не приговор, а план спасения. Он предлагает вернуть детям детство, а родителям — здравый смысл. Вот что он советует:
- Отложить смартфоны. Не давать детям гаджеты до 14 лет, а соцсети — до 16. Важно понимать, что дети, уже приученные к смартфону, так просто не смирятся с тем, что вы запретите им пользоваться. Это только усугубит ситуацию. Важно создать такие условия, чтобы ребенок получил больше «кайфа» от реального общения с вами, как с родителем, чем от просмотра Тик токов.
- Вернуть игру. Пусть дети гуляют, падают, ссорятся и мирятся — это их школа жизни.
- Создать границы. Установить чёткие правила экранного времени дома.
- Объединиться. Родителям, школам и властям нужно действовать вместе, чтобы переломить тренд.

Звучит просто, но попробуйте-ка отобрать телефон у 12-летнего! Хайдт понимает, что это вызов. Но он настаивает: если мы не начнём сейчас, следующее поколение утонет ещё глубже. И честно говоря, в этом есть смысл.
Что советуют психологи
Одними ограничениями не спасти ситуацию. Важно, чтобы родители сами реже сидели в телефонах, когда проводят время с ребенком. Ведь сейчас можно повсеместно встретить такую картинку — малыш сам качается на качелях, а в 5-ти метрах сидит мамаша лет 25-ти и плотно залипает в смартфоне. Я не осуждаю, но факт остается фактом — ребенок видит пример, а что еще опаснее — не получает реального общения и родительского тепла.
Ребенок нуждается в том, чтобы его эмоции контейнировал взрослый. Т. е. простыми словами — помогал их переживать в безопасном режиме. Для этого есть простая методика:
- Распознать эмоцию — «Я вижу, что ты сердишься»
- Поддержать — «Я понимаю тебя, это правда очень злит»
- Принять эмоцию — Я бы тоже злился / грустил, если бы… Ты имеешь право злиться/обижаться/ грустить.

А когда эмоции уже приняты, важно напомнить о тех правилах, о которых вы договаривались с ребенком и помочь решить ситуацию, которая произошла. Иногда у ребенка случается истерика и с ним просто не поговорить. Тогда просто будьте рядом. Но никаких оценочных суждений о нем или его состоянии в этот момент выражать не стоит.
Отзывы о книге: что говорят читатели?
Книга Хайдта вызвала бурю эмоций. Одни называют её откровением, другие — спорной. На «ЛитРес» и «MyBook» читатели хвалят саммари за ясность и актуальность. «Кратко, сильно и по сути,» — пишет один пользователь. Другой добавляет: «Не думала, что проблема так велика — спасибо статистике!» Психологи отмечают, что Хайдт не ограничивается гаджетами, а копает вглубь — до социальных истоков проблемы.

Но есть и критика. Некоторые считают, что он преувеличивает роль технологий. «Подростки всегда были тревожными,» — ворчат скептики. Кто-то шутит, что советы Хайдта — как отправить тинейджеров в армию, чтобы «проветрились». И всё же большинство сходится: книга заставляет задуматься. Она как зеркало — показывает, что мы упустили.
Плюсы по мнению читателей:
- Чёткие факты и понятный язык.
- Практичные идеи для родителей.
- Актуальность темы.
Минусы:
- Местами слишком категорично.
- Не все согласны с акцентом на смартфоны.
А вы бы что сказали после прочтения?
Почему это важно для всех нас?
Эта тема — не только про подростков. Она про нас всех. Если вы родитель, то, возможно, уже заметили, как сложно вытащить ребёнка из телефона. Если психолог или социолог — вам пригодятся данные Хайдта для работы. А если просто человек с открытым сердцем, то вам не всё равно, в каком мире растут наши дети.

Хайдт напоминает: тревожность целого поколения — это не вина самих подростков. Это отражение наших решений, страхов и привычек. И знаете что? Это шанс что-то изменить. Не ради статистики, а ради живых людей, которые прямо сейчас ищут опору в этом шатком мире.
Краткое содержание книги
Сейчас приведу краткое содержание, саммари книги Джонатана Хайдта о тревожном поколении зумеров.
Часть 1 – Приливная волна
Хайдт изучает статистику по ряду критериев психического здоровья среди людей младше 18 лет, включая такие диагнозы, как тревожные расстройства и глубокая депрессия, эпизоды членовредительства и уровень разных «нехороших» мыслей. В 2010 году, когда смартфоны стали широко доступны, произошёл резкий скачок по всем этим показателям.
Хайдт отмечает, что эти же показатели значительно снизились среди людей старше 30 лет и наблюдались во всём мире в других развитых странах. Он также исключает финансовый кризис 2007–2008 годов в качестве причины, учитывая, что аналогичные финансовые кризисы в прошлом не приводили к такому росту.
Часть 2 — Предыстория: упадок детства, основанного на играх
Вдохновившись книгой «Антихрупкость», Хайдт утверждает, что дети «антихрупки» и нуждаются в определённом уровне трудностей и испытаний в раннем возрасте, чтобы справляться с трудными ситуациями во взрослой жизни. Без этого опыта взрослые склонны к тревожности, депрессии и другим заболеваниям из-за неспособности справляться с трудностями. Исторически сложилось так, что детские трудности и испытания возникали в процессе игры, в которой дети рисковали, проверяли свои возможности и учились справляться с неудачами.
Опираясь на исследования, проведённые в соавторстве с ним в книге «Избалованный американский разум», Хайдт утверждает, что «безопасный» подход, при котором родители, педагоги и другие воспитатели чрезмерно опекают детей и сводят к минимуму физические и психологические риски, которые они несут, препятствует принятию рисков.
Например, оборудование на игровых площадках в последние десятилетия гораздо реже допускает поведение, которое приводит к порезам и синякам, но при этом не стимулирует и не бросает вызов детям постарше и не позволяет им проверять свои возможности.
Кроме того, за последние несколько десятилетий количество игр, в которые ежедневно играют дети, сократилось из-за того, что в школах сократили количество перемен в пользу увеличения времени на учёбу, а также из-за того, что в городском планировании предпочтение отдаётся автомобилям, а не пешеходному движению, что ограничивает возможности детей ходить в гости к друзьям или в общественные места, такие как парки.
Эти две вещи побуждают детей проводить время за уединёнными занятиями в помещении, например, за просмотром телевизора или за компьютером. Поскольку у детей практически нет альтернатив для игр или возможности проводить время с друзьями, с появлением смартфонов они стали проводить больше времени за их использованием, особенно в социальных сетях.
Часть 3 — Великая перезагрузка: расцвет детства, основанного на телефонах
Выделяют четыре основных негативных последствия использования социальных сетей: социальная изоляция, недостаток сна, фрагментация внимания и зависимость.
Хайдт приводит статистику, согласно которой за десять лет после появления смартфонов количество минут, ежедневно проводимых с друзьями, резко сократилось с 2010 года, число студентов, которые спят менее 7 часов в сутки, увеличилось, а число подростков, сообщающих, что у них есть хотя бы несколько близких друзей, сократилось. Эти изменения не коснулись людей старше 30 лет и затронули девочек сильнее, чем мальчиков.
В статье рассматривается концепция социальных сетей, ведущих к «духовной деградации». Будучи сам атеистом, Хайдт отмечает, что духовные практики включают в себя распространённые человеческие переживания, такие как коллективные ритуалы, пребывание в одном месте с другими людьми («воплощение»), молчание, выход за пределы себя, медленное проявление гнева и быстрое прощение, а также благоговение перед природой.
Всего этого в значительной степени не хватает в социальных сетях, и поэтому дети, которые проводят в них много времени, лишены важной части человеческого опыта. Хайдт связывает концепцию аномии с опросами, которые показывают, что подростки менее удовлетворены своей жизнью.
Часть 4 – Коллективные действия во имя более здорового детства
Хайдт отмечает, что необходимы коллективные действия, поскольку многие родители чувствуют давление и вынуждены покупать своим детям смартфоны, чтобы не отставать от других. Он предлагает ряд решений для правительств, технологических компаний, школ и родителей.
Государственные решения включают в себя принятие таких положений, как британский Кодекс о детях, в других странах и увеличение возраста, защищаемого американским COPPA, с 13 до 16 лет. Хайдт также призывает правительства обеспечить соблюдение законов, запрещающих компаниям открывать аккаунты для детей младше определённого возраста.
Решения технологических компаний включают в себя предоставление на платформах смартфонов, таких как iOS и Android, дополнительных средств родительского контроля, ограничивающих использование и доступ. Он предлагает, чтобы смартфоны с установленными на них ограничениями для детей могли заранее уведомлять сайты социальных сетей о том, что пользователь недостаточно взрослый для создания учётной записи.
Школьные решения включают в себя запрет на использование телефонов во время уроков. Хайдт также призывает увеличить время перемен и поощрять более рискованные игры, как это было возможно в прошлом. Это даст детям альтернативу просмотру экранов и социальным сетям, а также повысит их стрессоустойчивость и сделает их «антихрупкими».
Решения для родителей включают в себя повышение стрессоустойчивости за счёт снижения чрезмерной опеки, поощрение игр, предоставление времени без родительского надзора и поощрение детей к самостоятельному выполнению задач. Хайдт предлагает использовать технологии в зависимости от возраста, например, давать детям «простые телефоны» в младшем возрасте и более функциональные телефоны, когда они станут старше. Чтобы дети не чувствовали себя обделёнными, Хайдт призывает родителей коллективно договориться о том, чтобы не давать детям смартфоны до определённого возраста, приводя в пример обещание «подождать до 8-го класса».
Тревожное поколение – начало новой эпохи?
Хайдт оставляет нас с надеждой. Да, цифры пугают. Да, проблема реальна. Но она решаема. Мы можем вернуть детям улицы, игры и настоящее общение. Можем научить их справляться с тревогой, а не прятаться от неё в экранах. Это не про идеальный мир — это про маленькие шаги, которые начинаются с нас.
Так что, если вы дочитали до сюда, спросите себя: что я могу сделать уже сегодня? Может, выключить телефон на час и выйти на прогулку с ребёнком? Или просто поговорить с другом о том, что волнует? Хайдт бы сказал: начните с малого. И я с ним согласен. А вы?